Ana
 

Восемь ступеней Йоги Патанджали

Яма

Совокупность этических норм поведения, определенным образом упорядочивающих наши отношения с другими людьми.

Ее трактуют еще и как универсальный закон, который сводится к золотому правилу нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Всего известно пять ям:
Апариграха – не стяжательство,
Брахмачарья – воздержание,
Астейя – не воровство,
Сатья – правдивость,
Ахимса – ненасилие.

Нияма

Самодисциплина, а также к духовная сфера в целом. На деле она проявляется в регулярном посещении храмов, личных медитационных практиках, созерцательных прогулках и пр.

Пять ниям:
Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога,
Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов,
Тапас – религиозное рвение и пыл,
Самтоша – удовлетворенность,
Шауча – чистота.

 

Асана

Так называемые позы йоги.
Тело – это храм души, поэтому уход за ним является важной стадией духовного роста. Благодаря практике асан человек становится более дисциплинированным, совершенствуется его способность к концентрации.
Без них медитация невозможна.

Пранаяма

Это система техник, обучающих контролю над дыханием в процессе установления связи между ним, умом и эмоциями. «Пранаяма» дословно переводится как «расширение жизненной энергии». И это вполне закономерно, ведь занятия пранаямой – отличный способ омоложения организма и продления его жизни.

 

Пратьяхара

Отвлечение от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание в себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.

После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и мешают внутреннему росту.

 

 Дхарана

Каждая ступень аштанга-йоги – это подготовка перед следующей. На стадии пратьяхары создаются все условия для овладения дхараной – концентрацией.

Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и др. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.

Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать. На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку.

Дхьяна

Медитация (созерцание) основана на непрерывном потоке концентрации. Концентрация (дхарна) и медитация (дхьяна) – не одно и то же, между этими двумя состояниями есть тонкое различие.

Так, важным условием дхарны является однонаправленное внимание, в то время как дхьяна – состояние осознанности – не предполагает такого фокусирования вовсе. На этом этапе ум успокоен и пребывает в безмятежности, а потому не рождает новых мыслей. Для достижения этого состояния необходима выносливость и сила. Не стоит думать, что это вовсе невозможно. Помните, что йога – это процесс,

Самадхи

Патанджали говорит о заключительной стадии аштанги как о состоянии блаженства. На данном этапе медитирующий и объект полностью сливаются, вследствие чего человек преодолевает границы собственного «я». Ему наконец-то приходит осознание глубокой связи с божественным, взаимосвязи всех живых существ.

Наступает мир, который «превыше всякого ума». Медитирующий переживает истинное блаженство и единение с миром.

Чтобы достичь просветления, нужна бесконечная преданность практике. 

No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.