Во главе синкретических религиозных движений XV века стоял великий мусульманский мыслитель Кабир и брахман Эканатх, который родился в семье индуистов.
Они в своих учениях изложили великую идею: Аллах, Брахман, Вишну и другие божества суть одно, вне зависимости от того, как их описывают на разных языках. Кастовые различия – идея материального общества, а незначительные расхождения в религиозных ритуалах имеют второстепенное значение. Истинное значение имеет лишь наша врожденная незапятнанная природа. Именно она наиболее ярко описана в песнях Кабира:
О, слуга, где ты ищешь меня?
Посмотри, я рядом с тобой.
Я не в храме и не в мечете.
Не в Каабе и не на Кайлаше.
Не в ритуалах и церемониях, не в йоге и отречении,
Если ты действительно ищешь меня, ты увидишь меня:
Ты встретишь меня через мгновение.
Кабир говорит: “о Садху! Бог – это дыхание жизни”.
(Песни Кабира, 1.13)
На основе статьи из книги Далай-ламы “Моё путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий”