В Ваджраяне духовный учители в первую очередь рассматривается как воплощение гуру. Это связано с тем, что мы принимаем Посвящение на духовную практику, а вместе с ним и принимаем тантрические самайи. Посвящение включает четыре стадии:
- посвящение вазы;
- тайное посвящение;
- посвящение совершенной мудрости;
- посвящение ваджарной речи.
Учитель, у которого было получено Посвящение на практику, становится коренным наставником. Именно с ним устанавливается тонкая духовная связь на основе доверия и преданности. Это позволяет получить благословение от учителя на практики и достичь в них совершенства. В миру это проявляется как достижение переживания состояния вне ума.
Гуру буквально полностью отдает себя своим ученикам, подобно любящей матери, которая печется о единственном ребенке. Он всегда видит учеников, которым могут помочь его учения и наставления. Его забота проявляется в любящей доброте и терпении.
Формальная связь между учеником и гуру устанавливается во время принятия посвящения и учений. Именно в этот период мы должны растворить в себе все нечистые взгляды и мысли по отношению к учителю. Когда связь установлена, нас не должны тревожить грубые и отталкивающие черты. Самым разумным решением в данной ситуации может стать только восприятие учителя как эманацию Будды. Видение учителя как обыкновенного человека со всеми его недостатками может стать серьёзной преградой в духовной практике.
Гуру – это наделенный любящей добротою и состраданием учитель, который в учении проявляет благожелательную и альтруистическую мотивацию. Он владеет опытом передачи учения, он постиг его глубинную суть и у него есть все признаки реализации.
Особое значение имеет то, что учитель должен быть держателем подлинной линии благословений и учений от Будды Шакьямуни или Будды Ваджрадхары. Линия передачи не должна прерываться.
Однажды Будда Шакьямуни сказал: «Во времена упадка Будды будут приходить в этот мир в форме личных учителей. И те, кто будет воспринимать их как будд, смогут развить в себе глубокую веру».
Сегодня, когда многие гуру могут не обладать истинно совершенным просветлением, но у него есть подлинная передача благословения и учения линии, нам достаточно лишь видеть в нем просветленного. Так мы сможем обрести такую же пользу, как если бы получали все учения от истинно просветленного учителя.
Только посредством сильной веры и преданности гуру и учению ученик может получить все благословения подлинной линии. Мудрость тибетского народа гласит: «сильная вера позволяет получить благословения даже от собачьего зуба».