Ana
 

Художественная литература и её влияние на развитие личности

Принимая какие-либо “поведенческие решения”, человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости.

Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.

Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.

С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами.

Читая художественную литературу, молодой человек способен сопоставлять себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ.

Также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. Поведение героя может служить личным примером.

Людям свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений. Некоторые люди обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации.

Художественные произведения помогают формировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д.

Многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях.

Художественная литература может со временем менять социальные ценности человека. Она позволяет читателю заинтересоваться другими людьми и понять, что они думают, чем живут.

В процессе чтения закладываются определённые идеалы, которые несёт в себе книга. Необходимо пояснить, что вкладывается в понятие “идеалы” – это принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, одним словом всё то, что читатель невольно копирует в свою систему ценностей. Она же и система субъективной оценки чего-либо в обществе, в межличностных отношениях, а так же и самого себя, своих устремлений и поступков.

Литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса. Вот только следует помнить: что другой ракурс возможен для того, у кого уже есть собственный.

Формирование достаточно устойчивого мировоззрения завершается к девятнадцати годам. Безусловно, в процессе дальнейшей социализации личность может изменить свою ценностную систему, но это уже будет именно изменение, в значительной степени осознанное, а не принятие чего-либо в качестве идеала.

Стоит отметить, что идеальные примеры всегда отталкивают своей недосягаемостью, притягательны герои способные на ошибки.

Экранизации

Почему стоит уделить внимание экранизированным произведениям? Все просто: мы читаем, переживаем, в своем воображении создаем нечто вымышленной, свой мир, но режиссер видит этот мир по-иному, и картина будет показывать другую реальность – интерпретацию произведения. И мы сможем сравнить свое видение мира и чужое.

 

Фотография: Pexels

На основе материала: https://psychojournal.ru/

No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.