Ana
 

Основные принципы школы Патанджали

Основной принцип школы –

СООТВЕТСТВИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКАМ.

Обучение построено на техниках, описанных в санскритских первоисточниках и сутрах.

Практика рассматривается в свете трудов:
«ЙОГА СУТРЫ», МАХАРИШИ ПАТАНДЖАЛИ
Сутры были написаны, чтобы объяснить и проанализировать практические методы пробуждения и расширения высших способностей человеческого тела, ума, интеллекта и сознания. В них объясняется потенциал тела и сознания, рассматриваясь вне пределов времени и разума. Сутры считаются наиболее древним текстом по йоге и являются основой основ.
Тысячеглавый змей Шеша, покоящийся на волнах мирового океана, чьё кольцеобразное тело является прибежищем и любимым местом отдыха бога-хранителя Вишну, воплотился на земле в форме мудреца (риши) Патанджали для передачи древнего знания людям.
Мудрецом Патанджали были написаны «Грамматика Санскрита», «Йога Сутры» и так же «Чарака Самхита», монументальный труд по Аюрведе.
|| Yogen chittasya paden vacham malam sharirasya cha vaidyaken|
Yo apakarottam pravara muninam Patanjali pranjalirantosmi ||
Приветствуем великого мудреца Патанджали, давшего нам сутры йоги для работы подсознания; объяснившего грамматику санскрита махабхасьям для корректировки речи;  записавшего знания по аюрведе, чтобы удалить физические токсины и дать здоровье.

«ЧАРАКА САМХИТА», МАХАРИШИ ЧАРАКА

Мудрецами древности и философами современности неоднократно доказано, что мудрец Чарака и мудрец Патанджали – одно и тоже лицо.
Именно этой теме посвящена докторская работа мастера Джитендры Даса «Патанджали Йога и Аюрведа», в которой он проводит сравнение двух величин, йоги и аюрведы, через призму первоисточников – «Йога Сутр» и «Чарака Самхиты».
Чарака Самхита даёт полное знание по Аюрведе.
В книге затронуты следующие темы: анатомия и физиология; панч таттва (пять элементов); пуруша и пракрити (человеческая природа и принцип созидания); травы и растения; пранаяма; панчакарма (пять способов очистить тело); болезни, история их возникновения и методы излечения; Брахма (знание Абсолюта); йога.
«ГХЕРАНДА САМХИТА»,  ЙОГИН ГХЕРАНДА
Гхеранда Самхита – величайший труд по Хатха Йоге, в котором йогин Гхеранда передаёт знание своему ученику Чандакапали.
Чандакапали пришёл в ашрам к мастеру с вопросом «Как через Хатха Йогу достичь реализации в Раджа Йоге». Йогин Гхеранда, увидев в нём своего приемника, передал ученику глубочайшее знание.

Гхеранда Самхита состоит из семи глав: 1. Саткрийя, 2. Асаны, 3. Мудры, 4. Пратьяхара, 5. Пранаяма, 6. Дхьяна, 7. Самадхи.

 
«ШИВА САМХИТА», АДИ НАТХ ИЛИ БОГ ШИВА  
Однажды Шива и Парвати медитировали на берегу озера Манасаровар. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги.
Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна и только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера.
Во время передачи знания Парвати стало скучно и она заснула. Заметив это Шива пришёл в смятение, т.к. кто то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы!
Сила знания йоги оживила маленькую рыбку и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой,  сиддхи (сверх силами) и живут сотни лет.
А хатха-йога, в свою очередь, также носит название натха-йога.
Шива Самхита состоит из пяти глав:
1.    Йога – путь мудрости, мантра и джняна, йога и майя
2.    Нади, дживатма (душа), нервная система
3.    Гуру и ученик, пранаяма, асаны
4.    Мудры
5.    Дхарана (концентрация), джняна (знание), чакры, четыре типа йоги: Мантра йога, Хатха йога, Лайя йога и Раджа йога.
«ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА», СВАМИ СВАТМАРАМА
Хатха Йога Прадипика – один из наиболее аутентичных текстов, написанных по хатха йоге. Его автор, Свами Сватмарама, величайший мастер йоги, сформулировавший и объяснивший принципы хатха йоги, её техники и их влияние на тело, ум и сознание человека.
Прадипика – объёмный труд, включающий в себя асаны, пранаяму, мудры, очистительные практики, бандхи, звуковую медитацию и множество других руководств для практикующих йогу.
Свами Сватмарама был последователем традиции Натхов (основным учителем которых является Ади Натх или Бог Шива). Известные реализованные мастера данной традиции – Горакчанатх и Матсьендранатх, именем которых названы серии асан хатха йоги. Данная традиция – традиция мудрецов, живущих в Гималайских пещерах, отрекшихся от материального мира и принявших саньясу.
Хатха Йога Прадипика начинается с объяснения очистительных техник или Саткармы. С помощью практики Саткармы из человеческого тела удаляются загрязнения или блокировки наших каналов. По каналам начинает течь энергия. Тело освобождается от болезней и грязи. Очищение – первый этап в практике хатха йоги. Как только тело «разблокировано», можно переходить к следующему шагу – асанам.
|| Ytha sharirah tathaiv budhih  ||
Если наше тело чисто, ум тоже чист
В Прадипике о цели практики асан говориться следующим образом: «Практикуя асаны практикующий может достигнуть здоровья, стабильности, лёгкости тела и ума».
После асан Свами Сватмарама переходит к пранаяме. Слово «пранаяма» также составлено из двух – «Прана» и «Аяма», что означает контроль или увеличение жизненной энергии Праны. Правильная практика пранаямы избавляет от физических и ментальных заболеваний, увеличивает поток пранической энергии в теле, что формирует сиддхи или сверхспособности мозга, сверхвосприимчивость. Пранаяма контролирует ментальную энергию и ум. Пранаяму называют самым быстрым путём для пробуждения Кундалини.
Далее следуют бандхи или замки. Изучение бандх необходимо для полноценной практики пранаямы. Замки используются при задержке дыхания в практике пранаямы, что помогает сохранять набранную прану внутри лёгких.
Мудры – заключительная часть Прадипики. «Мудра» переводиться как «жест, позиция». Цель практикующего мудры – Пратьяхара или уход от чувств. Уровень Пратьяхары является переходным к уровню Дхьяны (медитации).
 
 «ЙОГА ЯДЖНАВАЛКЬЯ», МАХАРИШИ ЯДЖНАВАЛКЬЯ
Риши Яджнавалкья был лучшим учеником махариши Вайшампайяна (одно из имён Вьясы, мудреца записавшего Махабхарату).
Вайшампайяна считал Яджнавалкью своим приемником и передал ему всё своё знание. Но однажды ученик разозлил учителя. Выйдя из себя, Вайшампайяна сказал: «Ты не достоин моего знания. Вырви из себя то знание, что я тебе дал!». Яджнавалкья не ослушался учителя и с помощью рвоты избавился от сакрального знания.
Тогда Вайшампайяна сказал другим ученикам: «Подберите знание! Склюйте его!»
С помощью силы трансформации остальные ученики превратились в тайттирийя (куропатка) и склевали знание. После, собравшись вместе, они записали полученное, создав тем самым Кришна Яджур Веду, называемую так же Тайттирийя Упанишада.
Яджнавалкья оставил Вайшампайяна и стал поклоняться богу солнца, Сурье, в надежде вернуть утраченное знание. Довольный его служением, Сурья одарил Яджнавалкью «Мать образования, Сарасвати, будет жить в твоём горле и ты станешь величайшим джняна йогином, владельцем знания». Обретя знание, Яджнавалкья записал Сукла Яджур Веду.
Таким образом Веда разделилась на 2 части: Кришна (чёрный) и Сукла (белый).
Яджнавалкья стал великим мудрецом.
Однажды король Джанака решил устроить в своём дворце дебаты, чтобы выбрать себе учителя и назначить королевского мудреца. Яджнавалкья победил на королевских дебатах и был с радостью принят королём Джанакой.
Серия вопросов, заданных королём, и ответов, полученных от Яджнавалкьи, записана как Брихадараньяка Упанишада. Именно здесь Яджнавалкья передаёт своё знание о йоге.

No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.