Все взрослые были детьми, и в детстве многим не хватало любви и внимания. Эта нехватка внимания и заботы сказывается в поведении взрослого человека.
Часто люди становятся большими эгоистами и чёрствым, ведь их не научили любить, дарить внимание и заботу. В зрелом возрасте уже сложно компенсировать недостаток любви. Именно поэтому, даже если у вас всего час свободного времени, посвятите его своему ребенку, и, будучи взрослым, он вас отблагодарит своей заботой.
О совместном чтении книг родителей с ребенком
Чтение книг – это не только способ развития малыша и познание мира, но и, как ни странно, способ выразить ему свою любовь.
Читать следует вместе с ребенком: возьмите книгу, сядьте рядом и читайте. Чтение вслух учит ребенка понимать структуру произведения: начало и конец произведения, воспринимать кульминацию сюжета. Это способствует развитию логического мышления и воображения, а также позволяет малышу учиться самостоятельно строить предложения и пополнять словарный запас.
Ребенок слушает, как читают родители, и тем самым учится слушать людей, а это очень важное качество.
Если с детства привить любовь к книгам, то и будучи взрослым, человек будет тянуться к книгам.
Для психического здоровья ребенка важно, чтобы было полноценное общение с родителями, личностное общение, когда ребенку оказывается полное внимание. И совместное чтение дает такую возможность.
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Чувство ценности и значимости своего “Я” и своих интересов.
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Литературные герои совершают различные действия и поступки, они переживают целую гамму эмоций в ответ на те или иные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают литературные герои, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Отреагирование значимых переживаний
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
Книга — это путь к познанию вещей и явлений, ключ к пониманию нравственных понятий: добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Л. С. Выготский, рассматривая вопрос влияния литературы на личность, сформулировал понятие “моральное последствие искусства”, имея в виду изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного произведения и проанализировав понятие катарсиса, под которым подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения.
Экранизации
Даже если у вас совсем нету времени на чтение, то вы всегда можете поставить своему ребенку фильм или мультфильм, экранизированный по книге, которую вы вместе читали. Это позволит ему сравнить свое представление о литературном мире с тем, как его воплотили в жизнь взрослые.
Вы сможете обсудить наиболее запомнившиеся моменты из книги, а еще ребенок уже сам сможет рассказать, что же будет дальше, то есть стать немного предсказателем.
Фотография: zilaseger
В статье использовались материалы:
Харламова Н. Б., Мишина Г. А. Влияние детской литературы на социализацию и воображение ребенка в современном обществе // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/archive/102/23246/ (дата обращения: 03.07.2018).